10 лучших фильмов, получивших премию "Золотой апельсин"

Рейтинг из 10-ти фильмов, составленный кинолюбителями Стамбула.

Апрель 3, 2019 - 17:16
Апрель 3, 2019 - 17:16
10 лучших фильмов, получивших премию "Золотой апельсин"

В этом году не состоялась традиционного "национального конкурса", проходившего 54 раза на церемонии вручения "Золотого апельсина". Кинолюбители попробовали опротестовать это, однако, не получив ответа от руководства фестиваля, составили собственный рейтинг из 10-ти лучших фильмов, получавших премию.

1. Перелётные птицы (Gurbet kuslari), режиссер Халит Рефиг, 1964

Первый фестиваль, первое место. Фильм рассказывает о переезде семьи в Стамбул, и о том, как складывается её жизнь в большом городе. Поражают масштабные панорамы города. 

2. Свадьба (Düğün), режиссёр Лютфи Акад, 1974

В фильме поднимаются глубокие темы морали и женской судьбы.

3. Шахта (Maden), режиссер Явуз Озкан, 1978

В 1970-х годах, когда кинематографисты больше сосредотачивались на вопросах рабочих и их нелёгкой судьбы, режиссер Явуз Озкан снял фильм о проблемах рабочего класса. Он иллюстрирует история профсоюзных активистов.

4. Стадо (Sürü), режиссер Зеки Октен, 1979

Из-за кровной вражды семья крестьян решает продать своих овец, самый ценный товар в далекой Анкаре. Во время длительного путешествия на поезде приходится платить взятки мелким чиновникам, овец крадут или они умирают в тесном душном вагоне, а недомогание жены одного из сыновей перерастает в смертельную болезнь. Фильм затрагивает темы несвободы женщин и нравов феодального общества в целом.

5. Мухсин Бей (Muhsin Bey), режиссер Явуз Тургул, 1987

Али Назик переезжает из деревни в Стамбул. Он хочет стать исполнителем народной музыки и ищет помощи у продюсера Мухсина Канадикирика. В конце концов Мухсин соглашается и берет его под свое крыло. Вместе они будут стремиться к тому, чтобы Назик стал звездой.

6. Кувыркание в гробу (Tabutta rövaşata), режиссер Дервис Заим, 1996

Фильм, снятый Дервисом Заимом с очень низким бюджетом, был новаторским, развивающимся за пределами традиционной киноструктуры. Режиссёр описал историю любви талантливого и чувствительного человека, живущего на улице, вдохновившись реальным персонажем, жившем в Румелихисари. Махсун — стамбульский безработный и бездомный бедолага, помогающий местному рыбаку, чтобы не умереть от голода. Он великолепно вскрывает замки и угоняет автомобили — но лишь для того, чтобы в их салоне провести зимнюю ночь в тепле, не замерзнуть насмерть на улице, как его друг. Можно было бы, как делают многие бездомные, «устроиться» на зиму в тюрьму, но Махсуна не хотят туда брать — ведь тюрьму он уже успел обокрасть.

7. Турецкая баня (Hamam), режиссер Ферзан Озпетек, 1997

Франческа — уверенный в себе, независимый молодой архитектор, который работает вместе со своей женой Мартой и их старым другом Паоло. Но это не мешает Марте и Паоло уже много лет быть любовниками. Франческа, который живет в Риме, приезжает в Турцию, чтобы продать свой хамам, оставшийся после покойной тети в Стамбуле. Он не собирается задерживаться здесь надолго и желает немедленно вернуться в Италию. Но гостеприимство семьи, которая управляет хамамом, теплота окрестностей, очарование Стамбула и сближение с молодым Мехметом меняют все. Режиссер Ферзан Озпетек рассказывает об эмоциональном и искреннем, что люди могут раскрыть в себе.

8. Отчуждение (Uzak), режиссер Нури Бильге Джейлан, 2002

Махмут, фотограф, который живет в Стамбуле, должен принять у себя молодого родственника Юсуфа. Присутствие Юсуфа разрушает тонкие балансы мира одинокого Махмута. Когда Юсуф наполнен волнением от предстоящей новой жизни, Махмут не хочет никого пускать в свое одиночество. Действие происходит в промозглом зимнем Стамбуле. Чувство тоски передается в образах заснеженных улиц и кадрах из «Зеркала» Тарковского, которое смотрят герои и которое повлияло на турецкого режиссера Джейлана. Автобиографичный фильмы также выиграли премию жюри в Каннах.

9. Судьба (Kader), режиссер Зеки Демиркубуз, 2006

Один из самых красивых любовных фильмов турецкого кино. Однако это односторонняя, навязчивая любовь, вырастившая любовный треугольник. Зеки Демиркубуз снял один из самых ярких фильмов о темноте человеческой природы.

10. Космос (Kosmos), режиссер Реха Эрдем, 2009

Космос — это человек, который может творить чудеса. Попав в деревушку, в которой «остановилось» время, он спасает мальчика, который утонул и все узнают о его магических способностях. Космос странный человек, он может не есть, не спать, невероятным способом залезать на деревья. Он может магически заживлять раны, но при этом он выглядит как человек. Свои эмоции и любовь, он выражает с помощью криков как птица. События в фильме закручиваются по спирали вокруг его необычной персоны.